Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Праздники России







Яндекс.Метрика

17.01.2011

Вагиф Шарифов: "Экспорт газа по Транскаспийскому газопроводу превратит Азербайджан в крупную транзитную страну"

- Президент Туркменистана заявил в минувшую субботу, что самым эффективным маршрутом экспорта туркменского газа в Европу является подводный газопровод на Каспии. Можно ли считать, что идея строительства Транскаспийского газопровода возрождается?

- Европа уже не первый год заявляет, что Туркменистану необходимо диверсифицировать свои поставки углеводородов и проработать вопрос эффективного экспорта топлива в ЕС. В Туркменистане работает множество европейских компаний, которые рассчитывают получить привлекательные для себя объемы газа с месторождений этой страны, но вопрос доставки этих объемов был открыт. Заявление Гурбангулы Бердымухамедова о том, что самым привлекательным вариантом экспорта туркменского газа в Европу с коммерческой, финансовой и инфраструктурной точек зрения является строительство трубопровода по дну Каспия, фактически, реанимирует идею строительства Транскаспийского газопровода, проект которого зародился очень много лет назад.

Туркменистану просто необходимо поставлять свой газ в Европу, учитывая реалии экономики. Помимо того, что это даст Туркменистану возможность дополнительно получать доход от экспорта, это еще и сыграет на цене газа. Ведь у страны появится дополнительный маршрут поставок, что, в свою очередь, станет важным элементом на переговорах по цене на газ, как по регулярным, так и по новым контрактам. Это не может не устраивать Туркменистан, так как налицо все преимущества: есть газ, есть маршрут, есть спрос.

- Кстати, о спросе на газ. Каковы перспективы роста газового рынка Европы и действительно ли европейским странам так необходимо столько источников поставок?

- Через 10-15 лет спрос на газ в Евросоюзе вырастет почти до 640 миллиардов кубических метров в год. Это очень большая цифра. И основная часть роста спроса на газ, как в последние годы, так и, согласно прогнозам, в будущем, приходится на производство электроэнергии, что, фактически, делает рост потребления топлива беспрерывным. Собственная добыча газа в ЕС, включая Норвегию, обеспечивает спрос в Европейском Союзе чуть более чем наполовину, и внутренняя добыча будет падать почти до 240 миллиардов кубических метров через 10 лет. Почти 50 процентов импорта - это большая проблема, когда источников поставок мало, а их у ЕС весьма недостает в настоящее время. Если не считать Норвегию, сегодня ЕС обеспечивают газом лишь два источника - это Россия и Алжир. Именно по этой причине ЕС активно лоббирует строительство новых газопроводов из Каспийского региона, так как понимает, что через 10-15 лет, а это не так долго, внутренняя добыча будет падать, что, конечно же, будет отражаться на цене импортного топлива. Европе необходимо как можно скорее начать строить новые газопроводы в регионе, чтобы за 10-15 лет построить несколько веток и вывести их все на полную пропускную способность. Это позволит Европейскому Союзу получать эффективные цены на газ, обеспечить гарантии поставок топлива, избегать перебоев в поставках, как это было пару лет назад.

- Какие преимущества дает Азербайджану строительство Транскаспийского газопровода и создание "Южного коридора"?

- Азербайджан превращается в крупного поставщика газа на мировые рынки. Множество экспортных маршрутов, включая четыре газопровода, позволяют без перерыва нашей стране экспортировать топливо, получать стабильный доход для развития экономики и создания прочной платформы для будущих поколений. Экспорт туркменского газа по Транскаспийскому газопроводу превратит Азербайджан еще и в крупную транзитную страну, даст возможность получать доход и от транспортировки газа третьих сторон.

Как известно, подтвержденные запасы газа Азербайджана составляют 2,2 триллиона кубометров. "Южный коридор" позволит Азербайджану эффективно реализовать весь свой газовый потенциал, который, конечно же, не ограничивается только крупным месторождением "Шах Дениз". В конце прошлого года в Азербайджане было открыто месторождение "Умид" с запасами в 250 миллиардов кубических метров газа, есть хорошие ожидания от будущей разработки месторождений "Абшерон", "Шафаг", "Асиман", "Нахчыван", "Зафар", "Машал", "Бабек" и других. Такие объемы газа потребуют прочной разветвленной инфраструктуры для экспорта.

- Можно ли считать, что существует прочная взаимосвязь между "Южным коридором" и Транскаспийским газопроводом?

- "Южный коридор", одним из основных проектов которого является газопровод Nabucco, позволит доставлять каспийский газ в Европу. А Транскаспийский газопровод может быть, фактически, подключен к Nabucco или другому газопроводу, который будет построен в рамках "Южного коридора". Визит главы Еврокомиссии Жозе-Мануэля Баррозу в Азербайджан и Туркменистан на прошлой неделе продемонстрировал абсолютное желание Европы ускорить процессы диверсификации поставок. Понимая, кстати, всю сложность и возможную длительность создания инфраструктуры для экспорта газа из Туркменистана, Баррозу в Ашхабаде в ходе переговоров с президентом Гурбангулы Бердымухамедовым призвал туркменскую сторону ускорить реализацию проекта поставок туркменского природного газа в Европу. Баррозу особо подчеркнул, что 2011 год будет критически важным для принятия решений в области доставки газа из Туркменистана.

Глава Еврокомиссии в Ашхабаде полностью обозначил позицию и готовность ЕС ускорить процессы, сказав, что Европа готова приобретать туркменский газ на границе, предложив возможности ЕС для развития и разработки месторождений в Туркменистане, высказался за абсолютную готовность работать с Туркменистаном и показал непосредственного отвечающего за все вопросы со стороны ЕС - комиссара Гюнтера Оттингера, решающего в Еврокомиссии энергетические вопросы.

Источник:  http://news.day.az/economy/248316.html